Администрация

   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Под организацией введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима для его введения.
      Свою работу в учреждении мы выстроили в соответствии с выбранными направлениями, поэтапно.

  1. Формирование Совета по введению ФГОС общего образования по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
  2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.
  3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
  4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
  5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Этап 1: формирование Совета по введению ФГОС общего образования, по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС
      С целью координации нововведения в образовательном учреждении был создан Совет по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления регламентировано Положением о Совете. Затем будет осуществлен переход к созданию рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы.

Задачи этапа. При формировании Совета по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени мы:

  1. определили состав Совета
  2. назначили руководителя;
  3. определили порядок работы Совета.

Содержание этапа. Совет создан для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав совета включены все педагоги, работающие в начальных классах, а также заместитель директора по УВР. Состав Совета и порядок работы утвержден приказом директора образовательного учреждения.
      Члены Совета были проинформированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. В ОУ был проведён семинар–практикум, на котором все педагоги школы были ознакомлены с «Концепцией ФГОС общего образования», «Фундаментальным ядром содержания общего образования».
      Участники Совета обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения:

  • Концепция ФГОС общего образования
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
  • Модели основной образовательной программы ОУ: опыт регионов
  • Примерная основная образовательная программа ОУ
  • Внеурочная деятельность школьников
  • Планируемые результаты начального общего образования
  • Примерные программы по учебным предметам
  • Программы внеурочной деятельности
  • Примерные программы внеурочной деятельности
  • и др. (всего 20 наименований).
      После издания приказа о создании Совета было проведено собрание, на котором перед участниками проекта были поставлены конкретные цели его разработки и реализации и определяются задачи группы.
      Результаты этапа. На первом этапе сформирован Совет по разработке проекта введения ФГОС в ОУ.

Этап 2: определение изменений в условиях существующей образовательной системы начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.

Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо было определить, какие изменения требуется произвести:

  • в условиях реализации образовательных программ;
  • в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

На этом этапе выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС?
      При определении необходимого ресурсного обеспечения мы использовали «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:

  • систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;
  • систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).
      В ходе анализа было выявлено, что 4 педагога школы нуждаются в повышении квалификации. Был составлен план-график курсовой переподготовки педагогов, сделана соответствующая заявка. На данный момент 100 % педагогов, а также 2 заместителя директора, прошли курсы повышения квалификации (72 часа).
      Была выявлена потребность в школьных учебниках, определён учебно-методический комплект (УМК «Планета знаний»).
      В результате анализа образовательных ресурсов было выявлено, что необходимо приобрести для обеспечения образовательной деятельности младших школьников: средства ИКТ, цифровые образовательные ресурсы, учебно-методическая литература, учебно-практическое и лабораторное оборудование, экранно-звуковые средства.

Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
      В МОУ СОШ № 3 составлен проект «Разработка и реализация требований ФГОС на основе модели организации образовательного процесса, обеспечивающей интеграцию аудиторной и внеурочной деятельности обучающихся».
      Объект проектирования: Разработка и реализация требований ФГОС
      Предмет проектирования: Модель образовательного процесса, обеспечивающая интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся
       Цель проектирования: Разработка модели образовательного процесса, обеспечивающей интеграцию аудиторной и внеурочной деятельности, и механизмов ее реализации в образовательном учреждении.
       Планируемый образовательный результат: Достижение новых образовательных результатов на основе интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности младших школьников.
       Цель образовательного учреждения: Разработка и реализация модели интеграции аудиторной и внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов.
      Проект «Разработка и реализация требований ФГОС на основе модели организации образовательного процесса, обеспечивающей интеграцию аудиторной и внеурочной деятельности обучающихся», планируется осуществлять по следующим направлениям:

  1. урочная деятельность;
  2. внеурочная деятельность (культурные практики);
  3. внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
  4. семейное воспитание;
  5. изучение культурологических основ традиционных российских религий.
      Урочная деятельность. Целевые программы и проекты, содержащиеся в них воспитательные задачи, интегрированы в содержание учебных предметов.
      Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
      Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.
      Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, т.е. педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора.
      Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
      Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически согласовать. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями.
      Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели — духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
      Проект введения ФГОС содержит план-график, которого мы и придерживаемся в своей работе. В графике отражены основные направления деятельности, ответственные, планируемые результаты, определены сроки выполнения работ. План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.
      План-график представлен в табличной форме.

Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.
      На сегодняшний день приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников ОУ: В должностных инструкциях это касается:

  • перечня документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности;
  • разделов «Учитель должен знать» и «Права и ответственность».
      Дополнения в перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности:
  • ФГОС НОО
  • примерная основная образовательная программа;
  • образовательная программа ОУ
      Дополнения в разделы
а) «Учитель должен знать»:
  • требования ФГОС НОО: к структуре и результатам освоения ООП;
  • к условиям ее реализации и т.д.
б) «Права и ответственность»:
  • право на материально-технические условия, необходимые для введения ФГОС НОО и реализации Образовательной программы;
  • ответственность: за достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов; за эффективную реализацию программ: формирования УУД; воспитания, здоровьесбережения, коррекционной работы
      Мы проанализировали возможные варианты моделей взаимодействия для организации внеурочной деятельности:
      1.Организация дополнительного образования на базе ОУ:
  • привлечение работников УДО к работе в общеобразовательном учреждении на условиях совместительства
  • размещение образовательного УДО на базе общеобразовательного учреждения на условиях аренды (безвозмездного пользования).
      2.Организация дополнительного образования детей на базе УДО. В этом случае общеобразовательное учреждение выполняет информационные, диагностические, организационные функции, а также (при необходимости) решает кадровые вопросы.
      3.Использование «смешанной модели», когда применяются организационно-управленческие решения из первых двух вариантов. В этом случае, с учетом оптимальности, на паритетной основе используются: материально-техническая база, кадровый потенциал, реализуются совместные программы учреждений общего и дополнительного образования детей.

Финансово-экономические условия.

      Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы, в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ. Разрабатываются дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками.

Информационные условия.

      Размещение на сайте ОУ Проекта с целью ознакомления родительской общественности с особенностями реализации ФГОС НОО.
      Для эффективной реализации проекта необходимо было создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними.
      Эта система должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода реализации проекта, координации усилий ее участников и выработке нео бходимых управленческих решений.
      Для проведения контроля необходимо также определить, каким способом будет получаться необходимая информация: посредством изучения документации, в процессе собеседования с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов.
      В настоящее время ведется работа по предварительному контролю. Основная задача администрации на сегодняшний день, помимо созданий условий (материально-технических, программно-методических, нормативно-правовых), - создать положительную мотивацию у педагогов, причём не только начальной школы, к введению ФГОС. Мы постоянно отслеживаем степень отношения педагогов к введению ФГОС (беседы, анкетирования, наблюдения), проводим семинары, например, 14 марта прошёл семинар – практикум «Роль и место педагогического образования в стандарте общего образования».
      В ОУ создана система по повышению квалификации педагогов. Одна из форм работы, которую мы предлагаем учителям, - дистанционное обучение. Опыт прошлых лет показал эффективность такого обучения. И при введении ФГОС мы не обошли стороной и эту форму повышения квалификации, представив педагогам программу повышения квалификации «Проектирование учебных ситуаций в условиях обновления федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)», предлагаемую центром INTEL «Обучение для будущего». Педагоги школы (всех ступеней) в удобном для них графике начнут обучение в апреле месяце.

Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования в МОУ СОШ № 3
План-график ведения ФГОС
График реализации пакетов работ проекта
Проект «Разработка и реализация требований ФГОС на основе модели организации образовательного процесса, обеспечивающей интеграцию аудиторной и внеурочной деятельности обучающихся»
Предварительный контроль



  624300 Свердловская область, г. Кушва, ул. Строителей д. 10
Телефон: 8 (34344) 6-23-81
E-mail: kushva-school3@rambler.ru
Директор школы - Мельников Алексей Александрович
Заместитель директора по УР - Сташкова Наталия Константиновна
Заместитель директора по ВР - Шипилова Светлана Александровна